Обзор фильма «Мартин Иден»
В наше время, когда на экранах господствуют блокбастеры, бывает особенно приятно встретить фильм, который возвращает зрителю давно забытое ощущение прикосновения к искусству. На этой неделе до наших кинотеатров наконец добрался «Мартин Иден», вольная экранизация одноименного романа Джека Лондона. Почему его стоит посмотреть, чем лента отличается от книги и что связывает его с «Джокером» — об этом расскажем в нашем новом обзоре.
Мировая премьера «Мартина Идена» состоялась еще в 2019 году на Венецианском кинофестивале, и тогда, помимо номинации на главную награду (которую в том году забрал «Джокер» Тодда Филлипса), картина положила в свою копилку приз за лучшую мужскую роль. Фильм получил восторженные отзывы зрителей и даже был включен в список лучших фильмов года от The New York Times. Так чем же лента смогла завоевать такое внимание? Одной из причин этого можно назвать отказ авторов от дотошного переноса событий книги на экран, благодаря чему даже те, кто знаком с романом Джека Лондона, найдут здесь много интересных решений — как сценарных, так и визуальных.
Первое, что бросается в глаза — смена эпохи и места действия. Режиссер и сценарист ленты Пьетро Марчелло играет со зрителем и помещает события во времени, которое нам можно описать как «одну жизнь назад». Хронологическая универсальность истории подчеркнута переносом действия примерно на 30 лет позже времени, описываемого в книге, а также, в отличие от оригинала, сюжет разворачивается в Италии, а главный герой — неаполитанский моряк, при этом имена отдельных действующих лиц не изменены на итальянские и сохранены в изначальном виде. Вдобавок к этому фильм снят на пленку в формате старого европейского кино, что навевает давно забытое либо вовсе неведомое чувство ностальгии по временам, когда и фильмы, и кинозалы были лишены современного лоска, но обладали чарующим шармом.
Картина запоминается также непривычными вставками, показывающими ежедневный быт простых людей той эпохи. Иногда эти включения знаменуют конец какой-либо главы сюжета, иногда же подчеркивают эмоциональное состояние и напряжение. Некоторые отрывки при этом по силе и пронзительности тянут на самостоятельные микрофильмы, снятые с использованием операторских приемов, которые современным кинематографом демонстрируются крайне нечасто. Игры с фильтрами, светом, частотой кадров, подпитанные доступными и понятными для зрителя метафорами — все это смешивается порой в неожиданных сочетаниях, представляя то тревожный, то ликующий, но непременно возвышенный внутренний мир героя истории.
В передаче характера главного персонажа создатели фильма придерживаются первоисточника, и если вы читали роман, то на экране перед вами предстанет именно тот самый знакомый Мартин Иден. Огромна в этом заслуга исполнителя главной роли: как мы уже упоминали, Лука Маринелли за эту роль получил награду Венецианского кинофестиваля. Актер блестяще воплощает на экране персонажа с несокрушимой волей к достижению цели, мастерски отражая своей игрой как внутренние терзания, так и внешние метаморфозы, происходящие с героем. Феноменальная актерская игра под стать сильной истории.
Даже будучи фестивальным кино, картина не пытается быть непонятной для рядового зрителя. Если вы устали от сугубо развлекательных фильмов и хотите прикоснуться к прекрасному, то данная лента вас, как минимум, приятно удивит, а как максимум — выжмет из вас все эмоции. Вместо опостылевшего и даже, в данном случае, скудного слова «шедевр» скажем, что «Мартин Иден» — это экранизация классической литературы, которая сама обречена стать классикой.
Приятного просмотра!